музей - детям
Архитектура

Строительство Исаакиевского собора совпало с расцветом русского классицизма. Архитекторы обращались к наследию античности, используя мотивы Древней Греции и Рима, а также итальянского Возрождения. Однако к середине XIX века наблюдается постепенный упадок классицизма, выразившийся в нарушении чистоты стиля, отходе от принципа сохранения единства и цельности архитектурно-художественного образа, а также излишнем декоре.

Исаакиевский собор – последнее крупное сооружение, построенное в стиле русского классицизма, уже несет в себе некоторые элементы эклектики.

Сорокалетие, охватывающее его строительство (1818–1858), является эпохой в развитии русской архитектуры.

Созданный архитектором Огюстом Монферраном храм Преподобного Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге – выдающийся памятник русской архитектуры XIX века. Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 метра; длина 111,2 метра; ширина 97,6 метра.

Собор – одна из архитектурных доминант Санкт-Петербурга и второй по высоте храм после Петропавловского собора. Его монументальный и величественный образ создает неповторимый акцент в городском силуэте и служит такой же визитной карточкой Северной столицы, как шпиль собора Петропавловской крепости, Медный всадник и золотой кораблик Адмиралтейства.

Прообразом собора послужил разработанный еще в конце XVIII века тип центричного, квадратного в плане пятикупольного храма с фасадами, украшенными портиками.

Само здание Исаакиевского собора, представляющее в плане вытянутый крест, решено как цельный, компактный кубический объём с четырьмя грандиозными колонными портиками коринфского ордера. Над ним поднимается высокий цилиндрический барабан, прорезанный арочными окнами и окружённый изящной колоннадой. Барабан увенчан золочёным куполом с лёгким восьмигранным световым фонариком..

По углам выступающего основного объема здания находятся четыре небольшие звонницы, удачно дополняющие силуэт храма. Их завершают легкие позолоченные главки, размер которых продиктован масштабом самих звонниц, поэтому они оказались намного меньше главного купола. Гладкие плоскости стен собора прорезаны большими арочными окнами с массивными наличниками и волютами наверху, углы здания украшены пилястрами. Вверху треть фасада занимает колоссальный по размерам аттик, который излишне преобладает над основным ордером.

Ясность и четкость основных архитектурных форм несколько нарушает излишняя пышность обрамления окон, а также перегруженность фронтонов скульптурой.

Исаакиевский собор – единственный из памятников русского классицизма (за исключением Мраморного дворца А. Ринальди), в наружной отделке которого использованы полированные гранитные колонны и мрамор. Эффектное сочетание темно-красных колонн портиков, колоннады главного купола, цоколя здания с серой мраморной облицовкой стен и золочеными куполами придает всему сооружению парадный вид.

Исаакиевский собор – высокий образец единства монументального и декоративного искусства.

 

Фотогалерея