музей - детям
Особенности храма

Исаакиевский собор – закладка фундамента

В Петербурге фундаменты (даже под крупными сооружениями) обычно делали «ленточными». О. Монферран полагал, что для Исаакиевского собора необходима сплошная кладка фундамента. Благодаря этому надежно соединялись новый и старый фундаменты, а также предотвращалась неравномерная осадка. Архитектор должен был решить эту сложную строительную задачу.

Крупные здания в Петербурге возводились, как правило, на сваях. Из глубоких траншей откачивали воду, затем вбивали сосновые просмоленные сваи высотой 6,5 метров диаметром 26–28 сантиметров. Их забивали чугунными бабами, которые поднимали воротами, на каждом из которых работало по шесть лошадей. Удары ритмично следовали один за другим, пока грунт не уплотнялся на столько, что в него с трудом входил заостренный железный прут. Тогда по каждой свае производили еще десять контрольных ударов. Если после этого больше не углублялась в землю, то, по решению смотрителя, ее обрезали.

Для подрезки свай на одном уровне О. Монферран использовал известный в России способ: приказал остановить работу насосов и после того, как вода достигла нужной высоты, ее откачали. Сваи обрезали по отметке, оставленной водой, промежутки заполнили утрамбованным древесным углем. Всего было забито 10762 сваи.

Под главными опорами и углами здания фундамент был выложен особенно прочно. Он состоял из гранитных плит, связанных известковым раствором. Второй слой сделали из бутового камня, уложенного на цементном растворе. Гранитные блоки для фундамента тщательно отбирали и плотно подгоняли друг другу. Промежутки между плитами после каждого ряда заполнялись гранитным щебнем и утрамбовывались. Под портиками ряды бутовой кладки чередовались с рядами гранитных блоков. Ответственным моментом стало соединение нового и старого фундаментов. По периметру старой постройки были вырыты траншеи, в них засыпали утрамбованный щебень, соединив фундаменты между собой.

Работы по сооружению фундамента Исаакиевского собора продолжались около пяти лет, в них приняли участие 125 000 рабочих.

Исаакиевский собор – вырубка и установка колонн

В каменоломне Пютерлакс, неподалеку от финского города Хамина, вырубались гранитные монолиты для колонн Исаакиевского собора. Более тридцати лет Пютерлакс снабжал гранитом Петербург и другие города России. Этому способствовали его близость к морскому заливу с глубоким фарватером, проходящий рядом тракт, по которому перевозили людей, доставляли инструмент и продовольствие.

Выходец из Вологодской губернии подрядчик С. К. Суханов придумал способ ручной выломки гранитных монолитов в Пютерлаксе. На гранитной скале очерчивали контуры заготовки, затем по ним сверлили отверстия, в которые вставляли железные клинья. Рабочие располагались так, чтобы каждый имел рядом с собой три таких клина. По сигналу они равномерно ударяли по клиньям кувалдами до появления трещины, в которую вставляли железные рычаги с кольцами и канатами. Затем заготовку отделяли от скалы и воротами скатывали на заранее приготовленный деревянный помост. Другой подрядчик, Архип Шихин, усовершенствовал метод, используя порох.

Заготовленные в Пютерлаксе гранитные блоки скатывали на берег и грузили на баржу. Баржа буксировалась двумя пароходами до пристани на Неве. Здесь колонны выгружали и перевозили на строительную площадку для окончательной обработки и полировки.

Установка колонн Исаакиевского собора занимает особое место в истории отечественной строительной техники. При помощи лесов оригинальной конструкции и воротов, каждый из которых приводился в движение восемью рабочими, колонну поднимали менее чем за час.

Для подъема колонн были построены специальные леса, состоящие из трех высоких пролетов, образованных четырьмя рядами вертикальных стоек, перекрытых сверху балками. По сторонам располагались шестнадцать чугунных воротов с рычагами (кабестанов). Обшитую войлоком и циновками колонну обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролетов. Концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах.

Первая из сорока восьми колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, последняя – 11 августа 1830 года. Всего собор украшают 112 монолитных колонн различной величины.

Исаакиевский собор – сооружение и золочение купола. Колокола.

На строительстве собора широко применялись различные технические новшества – приспособления для поворачивания колонн, состоящие из двух чугунных кругов, в борозду нижнего вставлялись шары (прообраз современных шарикоподшипников). От берега Невы проложили рельсовый путь для перемещения гранитных монолитов. При возведении купола О. Монферран предложил заменить традиционную кирпичную кладку металлическими конструкциями с наружным медным покрытием, верхнюю часть собора, конструкции кровли и фонарика сделать из чугуна и железа, «самый же купол покрыт будет листовой медью, вызолоченной через огонь червонным золотом». Архитектор привел веские доводы и доказал, что таким образом «купол будет стоить на два миллиона менее, нежели построенный иным способом, и будет окончен в три года вместо шести».

Система же конструкции металлического купола, несомненно, принадлежит самому Огусту Монферрану. Он использовал идею английского архитектора Кристофера Рена, создавшего в лондонском соборе Святого Павла систему конического и сферического сводов из кирпича.

Купол Исаакиевского собора состоит из трех взаимосвязанных конструктивных частей: нижней сферической, средней конической и наружной параболической. Диаметр наружного купола – 25,8 метра. Внутреннего сферического – 22,15 метра. Наружная часть купола покрыта плотно пригнанными друг к другу медными позолоченными листами. Главный купол, купола колоколен и кресты собора были позолочены с 1835 по 1843 год огневым способом: листы меди покрывали амальгамой – сплавом золота и ртути, а затем медленно нагревали над жаровнями и выпаривали ртуть. Золочение было трехкратным. На каждом листе ставилось клеймо мастера, отвечавшего за качество позолоты.

Архитектурное решение Исаакиевского собора не предусматривало специальной колокольни. Колокола были подвешены в четырех сравнительно небольших звонницах, размещенных по углам основного объема здания. Это создавало особый звуковой эффект, когда двенадцать звонарей приводили в движение языки колоколов.

Это не удивительно – все одиннадцать колоколов собора были отлиты под руководством известного валдайского мастера Ивана Макаровича Стуколкина «по Высочайшему повелению из старинных сибирских пятаков».

25 сентября 1848 года на северо-западной звоннице укрепили главный колокол массой около 30 тонн. Его украшали медальоны с изображением Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I, в царствование которых были построены все четыре Исаакиевских храма. Колокол был подвешен неподвижно, двигался только его язык массой около тонны.