музей - детям
Персоналии

 

Петр I

Петр I [30 мая (9 июня) 1672, Москва – 28 января (8 февраля) 1725, Санкт-Петербург], российский император (с 22 октября 1721г.), государственный деятель, полководец, дипломат. Сын царя Алексея Михайловича Романова  от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной.

В апреле 1682 года царевич Петр был возведен на престол после смерти бездетного царя Федора Алексеевича в обход своего единокровного старшего брата Иоанна. Однако их сестра – царевна Софья Алексеевна и родственники первой жены царя Алексея Михайловича – Милославские использовали стрелецкое Московское восстание 1682 года для дворцового переворота. Приверженцы и родственники Нарышкиных были убиты или сосланы,  «старшим» царем объявлен болезненный  Иоанн V Алексеевич, а Петр I – «младшим» царем при правительнице Софье.

Во второй половине 1680-х годов начались столкновения между Петром I  и Софьей, стремившейся к единовластию. Победа осталась за Петром I, который с верными ему войсками и сторонниками окружили Москву, не дав Софье совершить дворцовый переворот. Царевна была отрешена от власти и заключена в Новодевичий монастырь, ее приближенные сосланы или казнены. После смерти Иоанна V Алексеевича (1696) Петр I стал единодержавным царем.

Во время своего царствования Петр I провел крупные реформы, направленные на преодоление отставания России от передовых стран Запада и использование ее огромных природных ресурсов при сохранении и укреплении феодально-крепостнического строя.

Реформы и преобразования

- Создание четкой государственной структуры: крестьянство служит дворянству, находясь в состоянии его полной собственности. Дворянство, материально обеспеченное государством, служит монарху. Монарх, опираясь на дворянство, служит государству в целом.

- Указ о единонаследии – предоставил владельцам право передавать недвижимое имущество одному из сыновей, и тем самым закрепил дворянскую собственность на землю.

- Табель о рангах 1722г. – установил порядок производства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам.

- Вместо приказов в 1718 г. учреждены центральные органы управления - коллегии, ведавшие торговлей и промышленностью.

- Реформа городского управления – учреждена Бурмистерская палата.
- Создан Главный магистрат и городовые магистраты для развития торговли и мануфактуры. Купечество разделено на гильдии, ремесленники объединены в цеха по профессиям.

- Вместо Боярской думы учрежден Сенат (1711).

- Административная реформа 1708–1709 – вместо уездов, воеводств и наместничества учреждено 10 губерний во главе с губернаторами.

- Основан город Санкт-Петербург -  с1712 года новая столица российского государства.
- 1721 год – Россия провозглашена Империей, а Петр I – императором.
- Создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота:
введение рекрутской повинности -1705г. и обязательная военная служба дворян;
разработка Воинского устава 1716г., Морского устава 1720г., Морского регламента 1722г.;
реорганизация кавалерии и артиллерии 1700г.;
развитие военной промышленности.

- Реформы в области культуры и просвещения:
появление светской литературы, ликвидирована монополия духовенства на образование;
основана Пушкарская школа 1699 г., школа математико-навигационных наук 1701г., медико-хирургическая школа;
открыт первый русский общедоступный театр;
учреждена Морская академия 1715 г., инженерная и артиллерийская школы 1719г,;
открыт первый русский музей – кунсткамера 1719 г. с публичной библиотекой;
издание букварей, учебных пособий, карт;
введение нового календаря в 1700 г. с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летоисчислением от Рождества Христова;
выпуск первой русской печатной газеты «Ведомости» 1703 г.;
основана Петербургская Академия наук с гимназией и университетом 1724 г.

Личная жизнь царя

Характерными чертами Петра I были ум, воля, энергия, широта взглядов, целеустремленность, любознательность, большая работоспособность. Вместе с тем он был вспыльчив, жесток и безжалостен, не считался с интересами и жизнью отдельной личности. Обладал огромной физической силой и мог шутя сломать подкову.

Петр с юных лет знал немецкий язык, а затем изучил голландский, английский и французский языки. В течение жизни он пополнял знания, уделяя особое внимание военному делу. В 1697-98 гг. во время первой заграничной поездки прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге, полгода работал плотником на верфях Амстердама, изучая корабельную архитектуру и черчение планов, прошел теоретический курс кораблестроения в Англии.

Работал очень много, перемежая прием послов вытачиванием деталей на станке, затем составлением новых указов, разработкой чертежей нового корабля, сам же принимал участие в постройке, работая плотником или в кузнице. Петр знал четырнадцать ремесел.
В еде Петр Алексеевич был неприхотлив. Любил редьку и соленые огурцы. Из напитков – квас и анисовую водку. Меню царского стола было незатейливым: кислые щи, каша, студень, жаркое  с огурцами, солонина, ветчина. Пищу любил горячую – в Летнем дворце подача блюд в столовую производилась через окно в стене, прямо из кухни. За обеденным столом он нередко орудовал в миске прямо руками, игнорируя вилку.

Одевался он просто. Герцог Сен-Симон, видевший Петра I в Париже в 1717 году, писал: «Он носил круглый воротник из полотна… простой гладкий кафтан, обтягивающий талию, с золотыми пуговицами, жилет, короткие штаны, чулки, никогда не надевал ни перчаток, ни манжет».

Кипучая натура Петра I не могла мириться с недостатками в работе и общественной жизни. Насколько широк был круг его интересов и деятельности, видно из приведенных ниже указов: «Повелеваю хозяина тульской оружейной фабрики Корнилу Белоглаза бить кнутом и послать на работу в монастыри, понеже он, подлец, осмелился войску государеву продавать негодные пищали и фузеи.

Новому хозяину ружейной фабрики Демидову повелеваю построить дьякам и подъячим избы, дабы не хуже хозяйских были,  буде хуже, пусть Демидов не обижается, велю живота лишить. Петр I».

«Указую господам сенаторам держать речи в присутствии не по-писанному, а токмо своими словами, дабы дурь каждого всякому видна была. Петр I».

Скончался Петр I 26 января 1725 года, не оставив завещания о наследовании трона. Похоронен российский император у южной стены Петропавловского собора. Место, где находится его надгробие, было выбрано когда-то им самим.

 


Александр I

 Александр I  (12(23).12.1777 Петербург - 19.11(01.12).1825 Таганрог) - российский император с 1801. Старший сын Павла I. Воспитанием Александра I руководила Екатерина II. Наибольшее влияние на юношу оказал швейцарец Ф. Лагарп, просветитель и умеренный республиканец. Несмотря на прекрасный подбор преподавателей и незаурядный природный ум, Aлександр I не получил серьезного образования из-за лености и нелюбви к учению. Занятия завершились в 1793, когда Екатерина II женила внука на баденской принцессе Луизе (в православии Елизавета Алексеевна). Необходимость существовать между ненавидящими друг друга отцом и бабкой приучила Александра I "жить на два ума, держать две парадные физиономий" (Ключевский). Зная о решении Екатерины II передать престол не Павлу, а ему, Александру I публично заявлял, что не хочет царствовать и предпочитает уехать за Границу "частным человеком, полагая свое счастье в обществе друзей и в изучении природы". Когда Павел стал императором, он назначил Александра I военным губернатором Петербурга, шефом лейб-гвардии Семеновского полка, инспектором кавалерии и пехоты, а позднее - председателем военного департамента Сената.

Страх перед жестким и требовательным отцом завершил формирование черт его характера: "сущий прельститель" (М.М. Сперанский), "властитель слабый и лукавый" (А.С. Пушкин), "сфинкс, не разгаданный до гроба" (П.А. Вяземский), "это истинный византиец... тонкий, притворный, хитрый" (Наполеон), "коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца" (А.И. Герцен). После убийства Павла I в своем манифесте Александр I объявил, что будет править "по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей". Еще в 1796 вокруг Александра I сложился круг молодых аристократов, т.н. Негласный комитет (А.А. Чарторыйский, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей), считавший необходимым отменить крепостное право и способствовать созданию "законно-свободных учреждений". По мнению биографа Александра I великого князя Николая Михайловича, император Александр I "никогда не был реформатором, а в первые годы царствования он был консерватором более всех окружавших его советников". Но для упрочения власти требовалось "дней александровых прекрасное начало". Александр I отменил все нововведения Павла I: восстановил "жалованные грамоты" дворянству и городам, освободил дворян и духовенство от телесных наказаний, объявил амнистию всем бежавшим за границу, вернул из ссылки до 12 тыс. опальных и репрессированных, упразднил Тайную экспедицию, занимавшуюся сыском и расправой.

После 1801 запрещалось печатать объявления о продаже крепостных без земли, но разрешалось осуществлять такую продажу. В 1803 издан указ о вольных хлебопашцах, позволявший крестьянам выкупаться на волю по договоренности с помещиками. Сделка сопровождалась такими условиями, что этим правом воспользовались менее 0,5 процентов крепостных. Однако впервые в истории России за крестьянством было признано законное право на владение землей, а помещики получили основание для освобождения своих крепостных с землей за выкуп. Цензурный устав 1804 был самым либеральным в XIX в. в России. В 1803 - 1804 была проведена реформа народного образования: учиться могли представители всех сословий, вводилась преемственность учебных программ и открылись новые ун-ты и привилегированные лицеи - Демидовский (в Ярославле) и Царскосельский. Были преобразованы органы государственного управления. Стараниями М.М. Сперанского старые петровские коллегии заменялись министерствами. В 1811 закон строго разграничил права и обязанности Сената, Комитета министров и Государственного совета. Новый порядок. управления просуществовал с небольшими изменениями до 1917. В 1805 - 1807 Александр I принял участие в коалициях против Наполеона, потерпел поражение под Аустерлицем (1805) и был вынужден заключить Тильзитский мир (1807). Но успешные войны с Турцией (1806 - -1812) и Швецией (1808 - 1809) укрепили международное положение России. Были присоединены Восточная Грузия (1801), Финляндия (1809), Бессарабия (1812) и Азербайджан (1813), герцогство Варшавское (1815). С 1810 шло перевооружение русской армии, строительство крепостей, но при архаичной системе рекрутских наборов и крепостническом хозяйстве завершить это не удалось. В начале Отечественной войны 1812 Александр I, убедившись в своей неспособности руководить войсками, передал командование Барклаю де Толли, а затем М.И. Кутузову. Военные успехи русской армии сделали Александра I вершителем судеб Европы, и в 1813 - 1814 Александр I возглавил антифранцузскую коалицию и вошел в Париж во главе союзных армий. В 1814 Сенат преподнес Александру I титул "благословенного, великодушного держав восстановителя". Даровав либеральную конституцию Царству Польскому, он в 1818 обещал, что этот порядок будет распространен и на другие земли, "когда они достигнут надлежащей зрелости". В 1816 - 1819 была проведена крестьянская реформа в Прибалтике. Были подготовлены секретные проекты отмены крепостного права в России, но, столкнувшись с жестким противодействием дворян, Александр I отступил. С 1816 учреждаются военные поселения, и роль Александра I в их создании не менее значительна, чем А.А. Аракчеева. С 1814 царь увлекся мистицизмом, приблизив к себе архимандрита Фотия. В это же время встал вопрос о преемнике. Законным наследником был назначен брат Николай, но это решение оставалось в тайне. В 1821, вернувшись из-за границы, Александр I получил список наиболее активных членов тайного общества, но бросил его в огонь, сказав: "Не мне их судить", видимо, помня свои юношеские настроения. Однако в 1822 Александр I издал рескрипт о запрещении тайных обществ и масонских лож, а в 1821 - 1823 ввел разветвленную сеть тайной полиции в гвардии и армии. В 1825 он получил достоверные сведения о заговоре против него в войсках, выехал на юг, желая посетить военные поселения, но сильно простудился на пути из Балаклавы в Георгиевский монастырь. Неожиданная смерть Александра I, человека здорового и еще нестарого, породила многочисленные легенды. Одна из них о том, что Александр I бросил царство и скрылся под именем старца Федора Кузьмича.

 

Николай I

 Николай I  (1796, Царское Село - 1855, Петербург) - росс. император с 1825. Третий сын Павла I. С рождения записанный в военную службу, Николай I воспитывался графом М. И. Ламсдорфом, широко применявшим телесные наказания. Науки, не относящиеся к военному делу, вызывали у Николай I отвращение. Путешествия во внутренние губернии России и за границу завершили его образование. В 1817 женился на прусской принцессе Шарлотте (русское имя Александра Федоровна). Тогда же был назначен шефом лейб-гвардии Саперного полка и генерал-инспектором по инженерной части. Страстно влюбленный во внешнюю сторону военной жизни: строй, мундир, парад; мстительный, несдержанный с подчиненными, Николай I был нелюбим в гвардии.

В 1819 узнал, что будет наследовать престол после Александра I, но соответствующий манифест не был обнародован, что и спровоцировало восстание 14 дек. 1825 после переприсяги. Получив известие о готовящемся заговоре декабристов, Николай I написал: "Послезавтра поутру я - или государь, или без дыхания". Возглавил подавление восстания и принял деятельное участие в следствии и расправе над декабристами. Начав свое царствование с пролития крови, Николай I смотрел на личность и общество как на анархический элемент, долженствующий быть подчиненным самодержцу, олицетворяющему власть. Военизированный государственный аппарат под контролем императора должен был осуществить жесткую регламентацию всех сторон жизни людей ("Я смотрю на человеческую жизнь только как на службу, так как каждый служит"). Для придания законного вида такой власти М. М. Сперанский по требованию Николай I провел огромную работу по кодификации Полного собрания законов, собрав в 45 томов более 30 тыс. законодательных актов с 1649 по 1825, а к 1833 подготовил 15 томов Свода законов, заменившего Уложение 1649. В 1826 для практической деятельности было создано III Отделение - политический сыск, не подчинявшееся никаким законам и на многие годы определившее реальную жизнь империи.

Николай I в самом начале царствования добросовестно пытался разрешить вопрос о существовании крепостного права, создав 11 секретных комитетов по крестьянскому вопросу, но в 1842 пришел к выводу: "Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом, еще более гибельным". Поэтому правительство Николай I ограничилось умеренной реформой П.Д. Киселева, не удовлетворившей ни помещиков, ни крестьян.

Более успешной была денежная реформа министра финансов Е. Ф. Канкрина, упорядочившая денежное обращение и защитившая от конкуренции отсталую русскую промышленность, но и она не посягала на социально-политические преобразования. Положив в основу своей политики сформулированные С. С. Уваровым "истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности", Николай I упорно воплощал их в жизнь. Жестоко преследовал евреев, старообрядцев, сектантов. Проводил русификаторскую политику в Западном крае, Царстве Польском, в котором после подавления восстания 1830 - 1831 была ликвидирована относительная самостоятельность, упразднялись особое польское войско и сейм, а территория провозглашалась неотъемлемой частью Российской империи; жестоко подавлял освободительную войну на Кавказе под руководством Шамиля. В 1826 вышел новый цензурный устав, названный в обществе "чугунным" и вскоре замененный более умеренным, но не уменьшившим борьбы с "духом вольномыслия". А. И. Герцен перечислил жертвы, осмелившиеся "поднять свою голову выше уровня, начертанного императорским скипетром": "Рылеев повешен Николаем. Пушкин убит на дуэли, тридцати восьми лет. Грибоедов предательски убит в Тегеране. Лермонтов убит на дуэли, двадцати семи лет, на Кавказе... Белинский убит, тридцати пяти лет, голодом и нищетой. Полежаев умер в военном госпитале после восьми лет принудительной солдатской службы. Баратынский умер после двенадцатилетней ссылки, Бестужев погиб на Кавказе, совсем еще молодым, после сибирской каторги".

Николай I в 1826 писал об учебных заведениях: "Я с сожалением вижу, что не существует в них должного и необходимого однообразия, на коем должно быть основано как воспитание, так и учение". При нем были введены единые программы, учебники, отметки (от 1 до 5), форма одежды. Для упрочения власти предлагалось "отечественное, природное, не чужое, заемное воспитание".

Внешняя политика Николай I была продолжением его внутренней политики. Он направлял войска для подавления рев. 1849 в Венгрии. Попытка разрешить вост. вопрос - получить выход в Средиземное море и решить судьбу христианских подданных в Турции - привела к Крымской войне 1853 - 1856 и закончилась крахом всей системы. Всю жизнь стремившийся создать образ великодушного монарха, отца отечества, неприхотливый в быту, работавший по 18 часов в сутки и стремившийся все и вся регламентировать и лично держать под контролем, Николай I лишь плодил колоссальные злоупотребления.

Николай I Павлович скоропостижно умер 18 февраля (2 марта) 1855 г. в разгар Крымской войны; по наиболее распространённой версии — от скоротечного воспаления лёгких (простудился незадолго до смерти, принимая военный парад в лёгком мундире) или гриппа. Император запретил делать себе вскрытие и бальзамировать своё тело.

Существует версия, что Николай Первый покончил с собой, выпив яд, по причине поражений в Крымской войне. После его смерти российский престол был унаследован его сыном, Александром II.

 

Александр II

Александр II (1818, Москва - 1881, Петербург) - российский император с 1855. Сын императора Николая I. Военным воспитанием Александр II руководил боевой офицер, умный и требовательный К. К. Мердер. Мальчик полюбил смотры, парады, военные праздники и сформировался как человек военный. По "Плану учения", рассчитанному на 12 лет и составленному В.А. Жуковским, целью преподавателей являлось "образование для добродетели", ибо "Его Высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным". Александр II получил разностороннее образование: владел пятью языками, знал историю, географию, статистику, математику, естествознание, логику и философию. Кроме того, наследнику прочитали специальные курсы М. М. Сперанский, министр финансов Е. Ф. Канкрин, советник Министерства иностранных дел Ф.И. Врунов и военный историк и теоретик А. Жомини. В 1837 Александр II совершил трехмесячное ознакомительное путешествие - "всенародное обручение наследника с Россией" (В.А. Жуковский). Образование завершилось поездкой по европейским государствам, где Александр II познакомился с будущей женой Марией Гессен-Дармштадтской (в православии Мария Александровна), от которой имел шестерых сыновей и двух дочерей. Выросший в обстановке сердечности и взаимопонимания, Александр II был светским человеком, веселым и храбрым, но с отсутствием сильных желаний, постоянства, воли.

После смерти в 1855 Николая I Александр II вступил на престол. По свидетельству фрейлины А. Ф. Тютчевой, "император - лучший из людей. Он был бы прекрасным государем в хорошо организованной стране и в мирное время... ему недостает темперамента преобразователя". После проигранной Крымской войны (1853 - 1856) во всех слоях общества требовали перемен. Именно тогда появились термины "оттепель" и "гласность". Был закрыт Высший цензурный комитет, и обсуждение государственных дел стало открытым. Объявлена амнистия декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830 - 1831. Но главным вопросом оставался крестьянский. В 1856 был организован секретный комитет "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян". Александр II обратился с речью к представителям дворян Московской губернии: "Существующий порядок владения душами не может остаться неизменным. Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу". Преодолевая противодействия противников реформы и побаиваясь ее адептов, Александр II был противоречив, непоследователен, и все же Редакционным комиссиям удалось разработать основу "Положения 19 февраля 1861". Эта реформа не смогла решить вопросов ни земельной собственности, ни личных прав крестьян, она подверглась ожесточенным нападкам.

В царствование Александр II были проведены также реформы: университетская (1863), судебная (1864), печати (1865), военная (1874); введено самоуправление в земствах (1864) и городах (1870). "Революция сверху", имевшая буржуазный характер, не только не была последовательной, но и не могла прийти к своему логическому завершению - конституции. Александр II был убежден, что самодержавие - наиболее органичная форма правления в России. Власть стала противодействовать тем силам, которые сама вызвала к жизни. В результате Александр II становится мишенью для террористов-революционеров (шесть покушений), что в свою очередь способствовало переходу к охранительным принципам в правительственной политике, в частности усилению роли III Отделения во главе с П. А. Шуваловым. На изменения умонастроений Александра II повлияли и события личной жизни. Умер от туберкулеза его 22-летний сын; после серьезной болезни жены Александр II вступил в связь с княгиней Е. М. Долгорукой, завершившуюся после смерти императрицы морганатическим браком. Александр II стал апатичен и потерял интерес к государственным делам.

В области внешней политики Александр II стремился к расширению империи и усилению влияния России. Он содействовал освобождению Болгарии от османского ига (1877 - 1878), выезжал в действующую армию и покинул ее только после падения Плевны, предрешившего исход войны. Но, одержав военную победу, Россия потерпела дипломатическое поражение на Берлинском конгрессе в 1878. Эта война, сыгравшая благодетельную роль для южных славян и поднявшая военный престиж России, сорвала проведение необходимой денежно-валютной реформы и тем самым усилила конфронтацию в обществе. Успешно прошло завоевание, а затем мирное освоение обширных территорий в Средней Азии. По заключенным договорам с Китаем Уссурийский край был признан территорией России. В европейских делах Александр II занимал германофильскую позицию. 1 марта 1881 Александр II был убит народовольцами, в день, когда он должен был подписать проект широкой программы административных и экономических реформ, разработанный М. Т. Лорис-Меликовым.

 

Исаакий Далматский

Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364 - 378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: "Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!". Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: "Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня. то не возвратишься живым, но погибнешь в огне". Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.

Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379 - 395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (память 3 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, память его празднуется также 22 марта.

 

Августин Бетанкур

Бетанкур Августин Августинович — генерал-лейтенант, главный директор путей сообщения, инженер-строитель. Родился на острове Тенерифе в 1758 г,  образование получил в Париже.

Во Франции, Англии, Германии и Нидерландах он изучал новые паровые машины и другие технические новшества,  в Лондоне - машины по осушению золотых и серебряных рудников.

В 1798 году А. Бетанкуру поручают организовать испанский Корпус инженеров путей сообщения. В Испании он получает должность генерал – инспектора Королевского кабинета машин.  В 1808 году приехал на службу в Россию,  и  зачислен в свиту Его Величества в чине генерал – майора.

В Казани по проекту Бетанкура построен новый пушечный литейный завод; улучшены производства Императорской Александровской мануфактуры; устроены по особой арочной системе мосты в Ижоре, Петергофе, Туле и на Каменном острове;  тульский оружейный завод был преобразован и впервые мастерские его снабжены паровыми машинами; построен известный Таицкий водопровод, снабжающий водой Царское Село.

Особенно велик вклад Бетанкура в развитие инженерного образования в России. По его инициативе и проекту в 1809 году в Петербурге был основан первый в стране Институт инженеров путей сообщения. Для размещения этого учебного заведения  государственной казной был приобретен дворец князя Юсупова на Фонтанке. Директором института по предложению Бетанкура был назначен французский офицер Сенновер. Попечителями были принц Ольденбургский и сам генерал-лейтенант Бетанкур, назначенный главным начальником института.  В 1816 г., уже в чине генерал-лейтенанта, он был назначен председателем вновь учрежденного в Санкт – Петербурге городского строительного комитета, а в 1819 г. — директором главного управления путей сообщения.

А.Бетанкур был членом научных обществ России и Европы, его перу принадлежат научные труды, изданные в Париже, Лондоне, Петербурге и других городах Европы. Приспособления и механизмы, созданные им, нашли широкое применение в строительстве.

Основатель Института инженеров путей сообщения, Бетанкур создал школу широко образованных инженеров. Его ученики С.Лихардов, А.Д.Готман, Л.Л.Карбоньер и другие  принимали участие в строительстве Исаакиевского собора.Занимаясь последним полученным им от Государя поручением —  применение строительных лесов и кабестанов при подъеме колонн Исаакиевского собора, Бетанкур скончался 14-го июля 1824 г. в С.-Петербурге.

 

Огюст Монферран

Анри Луи Огюст Рикар де Монферран  родился 23 января 1786 года в предместье Парижа. В двадцать лет Огюст Монферран поступил в Королевскую академию архитектуры, позднее переименованную в Императорскую специальную школу архитектуры. Закончить её он не успел, так как был призван в армию. В Европе шли наполеоновские войны. Будущий зодчий служил в 9-м конно-егерском полку, расквартированном в Италии. В одном из сражений сержант Монферран получил ранение, а после выздоровления оставил военную службу.

В 1807 году Огюст Монферран вернулся в школу архитектуры. Закончив её, он работал в ведомстве генерального инспектора архитектуры Парижа. В 1813 году снова ушёл в армию. Отличившись в сражении при Ханау на Майне (а не Арно, как ошибочно указывается во многих источниках), получил орден Почётного легиона. В 1814 году после отречения Наполеона Монферран вернулся в Париж. Известно, что он участвовал в строительстве церкви Ла Мадлен. Завершение архитектурного образования Монферран получил в мастерской главных архитекторов Наполеона – Ш. Персье и П. Фонтена.

После падения Бонапарта строительные работы в Париже резко сократились. Для продолжения карьеры зодчий решил привлечь внимание русского императора Александра I, находившегося во французской столице. Для этого он преподнёс ему папку со своими проектами. Альбом Монферрана произвёл впечатление на Александра I, который в итоге пригласил его на службу в Россию.

В Петербург Монферран приехал в 1816 году, и почти сразу же получил звание придворного архитектора. Французский зодчий принял участие в конкурсе на строительство нового Исаакиевского собора, куда представил сразу двадцать четыре проекта собора в разных стилях. Император остановил свой выбор на пятиглавом, в стиле классицизм. Проект Монферрана был утверждён 20 февраля 1818 года. С этого времени строительство Исаакиевского собора стало делом всей жизни архитектора. Из сорока двух лет, прожитых в России, сорок лет он посвятил этому храму. За строительство собора Монферрану были пожалованы украшенная бриллиантами золотая медаль на Андреевской ленте, чин действительного статского советника и 40 000 рублей.

Архитектурная деятельность Огюста Монферрана не ограничивается одним лишь Исаакиевским собором. Вторым его знаменитым творением стала Александровская колонна на Дворцовой площади. За создание этого памятника архитектора наградили орденом Святого Владимира третьей степени и премией в 100 000 рублей. На эти деньги Монферран приобрёл дом 86 на набережной реки Мойки, в котором жил до своей смерти.

Монферран занимался строительством особняков и для частных заказчиков. По его проекту были возведены дом А. Я. Лобанова-Ростовского (Адмиралтейский пр., 12), дом П. Н. Демидова (Большая Морская ул., 43), дом княгини В. Ф. Гагариной (Большая Морская ул., 45).

В 1823 году Огюст Монферран участвовал в благоустройстве парка Екатерингоф. В 1830 году ему поручалась переделка некоторых интерьеров Зимнего дворца (утрачены при пожаре 1837 года).

Опыт поднятия колонн Исаакиевского собора и каменного монолита Александровской колонны пригодились Монферрану в Москве, где он справился с поднятием Царь-колокола.

Последней работой Огюста Монферрана стало возведение памятника Николаю I на Исаакиевской площади.

К концу своей жизни Огюст Монферран считал себя уже русским архитектором.

Огюст Монферран умер 28 июня 1858 года от острого приступа ревматизма, случившегося после перенесённого воспаления лёгких. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но этого не разрешил император Александр II, не пожелавший хоронить католика в православном храме. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг Исаакиевского собора, в этом же храме провели панихиду. Отпевание зодчего прошло в костёле святой Екатерины. Вдова Монферрана Элиза Дебоньер увезла тело зодчего в Париж, где он и был похоронен на кладбище Монмартр.

 

Самсон Суханов

Родился Самсон Суханов в глухой деревушке Завотежицы Вологодской губернии в 1768 году, в поле во время косовицы, был сыном пастуха. Рос мальчонка непоседливым, крепким и толковым. С детства любил рисовать на бересте и лепить из глины человечков, как и отец, пас скотину. Мальчику не было и восьми лет, когда его отдали в батраки. Он носил воду, рубил дрова, чистил конюшню.

Не раз ходил на звериный лов. Однажды встретился один на один с белым медведем. Северный властелин, не сворачивая, шел прямо на Самсона. Но и парень не отступил. Понимал: бежать нельзя, все равно догонит. Воткнул лыжи в снег, так как знал, что на лыжи медведь никогда не бросится, будет кружить вокруг них. Выставил вперед рогатину и первым пошел на медведя. Медведь наткнулся на рогатину, сломал ее и всей тушей навалился на Самсона. Тот не растерялся, выдернул из-за голенища нож и всадил его зверю в бок.

На зимовье вернулся с медвежьей шкурой, куском мяса и медвежьей отметиной через все лицо ото лба к щеке.

Весной 1785 года артель вернулась в Архангельск с моржовыми салом и клыками, голубыми песцовыми шкурками, гагачьим пухом, медвежьими шкурами (две из них были трофеями Суханова).

Был Самсон на все руки мастер. Умел чинить сапоги, ставить колеса на водяных мельницах, резать из дерева ложки и веретена. В Архангельске нанялся работать на якорном заводе. От бурлаков, с которыми он ходил еще по Волге, много слышал о столичном городе Санкт-Петербурге. Очень уж хотелось Самсону посмотреть диковинную столицу. А тут оказалось, что шурин работает в городе на Неве. Летом 1797 года с обозом пришел из Архангельска в Санкт-Петербург. Не думал и не гадал, что в российской столице найдет он свое главное дело.

В это время рядом с Летним садом возводился огромный Михайловский замок. Брат жены, которого отыскал Суханов, работал на этой стройке: поставлял камень, которого требовалось великое множество. На строительстве нужны были камнесечцы (тогда так называли камнетесов), и Самсон нанялся на работу. Он перенимал опыт работы у родственника Копылова, привыкал к молотку и зубилу, ворочал каменные глыбы. Работа тяжелая, но интересная. С ним, словно со льдинами в море, с умом сражаться надо. Чуть не так ударишь - расколется, и вся работа пропала.

Камень Суханову подчинился быстро, и работа пошла. Подрядчики и архитекторы к нему стали присматриваться, поручать более сложные задания.

Когда завершилось строительство Михайловского замка, Суханов решил организовать свою артель. Работать не на подрядчика, а самому брать подряды. В артель к нему люди пошли охотно. Видели: человек он справедливый, бывалый, мастер знатный, дотошный - в свободное время выучился грамоте, учится архитектурные чертежи читать.

В 1800 году закончилось строительство Михайловского замка, а на следующий год начали возводить Казанский собор. Архитектор А. Н. Воронихин поручил артели С. Суханова возведение колоннады из 138 колонн, выходящей на Невский проспект, а затем и внутренней колоннады.

За строительство Казанского собора Самсон Ксенофонтович Суханов был награжден золотой медалью.

В 1803 году артель Суханова появилась на Васильевском острове. Ей предстояли земляные и каменные работы. Земляные - поднять низкий берег и перед зданием Биржи, потеснив реку, насыпать площадь, одеть ее в гранит. По рисункам И. П. Прокофьева Самсон Ксенофонтович высек Нептуна с трезубцем и колесницей, богиню Навигацию с Меркурием и двумя реками. Они украсили фасад и противоположную сторону Биржи. Пять лет артель Суханова одевала в гранит мыс Васильевского острова, а затем были созданы Ростральные колонны. Журнал «Отечественные записки» писал: «Столица наша превратится вскорости в новые Фивы, позднее потомство будет спорить, люди или исполины создавали град сей. Честь и слава гражданину Суханову».

В 1806 году приступили к строительству здания Горного института. Возвели двенадцатиколонный портик. На широкой лестнице поставили две скульптуры: «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины Плутоном». И двенадцать колонн, и обе скульптурные группы высекал Самсон Ксенофонтович Суханов.

А потом были колонны Исаакиевского собора.

К концу жизни, наверно, приятно было колонных дел мастеру пройтись по городу: куда ни погляди - всюду дело его рук! На башне Адмиралтейства стоят высеченные им (по модели Ф. Ф. Щедрина) статуи воинов. Его артель одела камнем Крюков канал и построила почти стометровый Синий канал, в Павловском парке - мостик, а в Баболовских банях высекли огромную каменную ванну из цельного куска гранита. И в Москве можно увидеть его труд - пьедестал для памятника Минину и Пожарскому.

Много сделал Самсон Суханов для города на Неве. А вот старость была у него тяжелой. К середине XIX века, когда классицизм стал выходить из моды, у его артели сократилось число заказчиков. Началась полоса неудач. Он умер таким же бедняком, каким пришел сюда из-под Вологды. Мы не знаем ни год смерти великого мастера, ни место, где он был похоронен. В книгах о городе искусствоведы даже не упоминали его имени. Долгое время мы даже не знали, как он выглядит.

Однажды у одного московского коллекционера нашли старый холст. Под толстым слоем копоти и грязи невозможно было разобрать, что на нем изображено. Но реставраторы все-таки заинтересовались холстом. Сантиметр за сантиметром они начали очищать его и увидели подпись художника: «Василий Тропинин» - автор многих картин и портретов знаменитых людей. Когда холст очистили целиком, то оказалось, что это портрет старика, стоящего возле стены. Рядом изображена круглая база могучей каменной колонны. В руках старика каменотесный молоток. Установили, что это Самсон Ксенофонтович Суханов. Могучим памятником труда великому мастеру и его артели стал Петербург с его Исаакиевским и Казанским соборами, Ростральными колоннами на Стрелке Васильевского острова, с его замечательными изваяниями античных богов и героев.


Василий Шебуев

Шебуев Василий Козьмич (1777–1855). Творческая судьба живописца В. К. Шебуева целиком связана с Петербургской Академией Художеств. Он обучался и получил воспитание в Академии екатерининских времен, когда, реализуя некоторые просветительские идеи, императрица устроила это учебное заведение как закрытое, изолированное от среды, воспитательное учреждение, где ученикам наряду с высокими профессиональными навыками должны были прививаться не менее высокие добродетели - бескорыстное служение Отечеству, благородство, чистота нравов. Стиль классицизм, оперировавший формами античного искусства, отводил скульптуре и исторической живописи центральное место в общественной жизни государства, и в связи с этим роль художника представлялась в то время исключительной.

Уже в девять лет Шебуев выходит по отметкам в число первых учеников. Учителями его были И. А. Акимов и Г. И. Угрюмов, давшие будущему художнику блестящую школу академического рисунка и живописи.

После окончания учения с аттестатом первой степени и малой золотой медалью в 1797 г. Шебуев был оставлен пенсионером при АХ, а в 1803 г. отправлен в Рим, где совершенствовал свое искусство, копируя подлинники и рисуя в анатомических театрах. К римскому периоду относится картина "Гадание (Автопортрет с гадалкой)" (1805- 07), стоящая в творчестве исторического живописца особняком. Радость жизни, уверенность молодого художника в своих силах и излучает это полотно, смыкающееся во многом с романтическим направлением в искусстве начала XIX в. До конца жизни Шебуев хранил этот автопортрет у себя.

В 1806 г. художник вместе с другими пенсионерами был отозван на родину в связи с необходимостью живописного и скульптурного украшения строящегося в Петербурге Казанского собора, ставшего своеобразным пантеоном славы, памятником русскому воинству и одновременно "храмом славы русских художников". Шебуев исполнил там ряд композиций, в том числе изображения трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Вся дальнейшая жизнь Шебуева связана с преподавательской деятельностью в АХ: начинал он в звании академика (1807) по классу исторической живописи, а закончил - ректором живописи и ваяния (с 1832). В период президентства А. Н. Оленина Шебуев много работал над подготовкой учебных пособий по анатомии ("Антропометрия", 1830-31) для учеников АХ, создал эскиз росписи купола конференц-зала АХ ("Торжество на Олимпе", 1832; роспись поныне украшает плафон зала); в 1836 г. он исполнил эскизы купола и иконостаса для Екатерининской церкви в здании АХ. Работал над оформлением дворцовой церкви в Царском Селе (1820-21), Измайловского (1837) и Исаакиевского (1844-48) соборов в Петербурге.

Все эти работы отличают великолепное композиционное решение, органичное соотношение с особенностями конкретного интерьера, его освещения и т. д. Самая известная историческая картина Шебуева "Подвиг новгородского купца Иголкина в Северной войне со шведами" (1839) написана на сюжет из истории петровских времен и прославляет патриотическую самоотверженность русского человека.

Время написания картины - это период поисков новых форм в русской исторической живописи, когда жесткие каноны классицизма начинают сдавать свои позиции. Шебуев пытается реанимировать уходящую в прошлое форму классицистической исторической картины, - отсюда намеренная театрализованность жестов действующих персонажей, резкое противопоставление гиперболизированной ярости врагов величавому спокойствию главного героя. Однако колористическое решение полотна с яркими контрастами цвета и светотени, а также динамизм самого действия, развертывание его во времени свидетельствуют о наступлении романтических веяний в искусстве. Реалистические же тенденции отчетливо выразились в достоверном изображении конкретных деталей одежды, оружия.

Достаточно легко реалистические устремления Шебуева прослеживаются в его поздних портретных работах. Их отличают искренняя доброжелательность к своим моделям, стремление точно передать облик знакомого человека, таковы "Портрет отставного экспедитора И. В. Швыкина" (1833), "Портрет неизвестной в коричневом платье" (1837), "Портрет жены" (середина 1840-х). Глядя на них, можно с уверенностью сказать, что именно в портретном жанре наиболее полно раскрылся талант художника.

 

Федор Бруни

Федор Антонович Бруни (1799–1875)  родился в Милане,  в семье швейцарского итальянца Антонио Бруни. Вскоре семья Ф. А. Бруни переехала в Петербург. В 1809 году, после предварительного обучения у отца, он поступил в Императорскую Академию художеств. Его учителями стали известные мастера А.И.Иванов и В. К. Шебуев.

Уже в 1813 году за рисунок с натуры юный художник получил малую серебряную медаль, а в 1818 году за картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение перед Навзикаей» - аттестат I степени.

После окончания в 1818 году Академии художеств Ф. А. Бруни едет в Италию и работает там до 1835 года. В это время им написаны картины «Святая Цецилия», «Пробуждение граций», «Моление о чаше» и «Смерть Камиллы, сестры Горация». Последнее произведение, выставленное в Риме, положило начало его европейской известности.

В Италии художник написал также портреты княгини З. А. Волконской в костюме Танкреда, А. В. Волконского в охотничьем костюме, баронессы Меллер-Закомельской, копии с фресок Рафаеля 2Торжество Галатеи» и «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма». Вскоре после окончания картины «Смерть Камиллы,  сестры Горация» Ф.А.Бруни создает полотно на библейскую тему «Медный змий».

С 1837 по 1845 год с небольшими перерывами художник живет и работает в Риме. В этот период им были созданы «Покров Пресвятой Богородицы» для Казанского собора в Петербурге, «Богоматерь с младенцем и двумя Ангелами», «Умиление Богородицы», за которую он получил звание почетного члена Академии художеств во Флоренции и Академии св. Луки в Риме. В это же время он создает двадцать пять картонов росписей для Исаакиевского собора.

Уже будучи профессором живописи Iстепени, Ф. А.Бруни в 1846 году после возвращения из Рима в Петербург возобновил преподавание в Академии художеств. В 1849 году он был назначен хранителем картинной галереи Эрмитажа, а с 1855 по 1871 год – ректором Академии художеств по отделу живописи и ваяния.

С 1866 года Бруни возглавил мозаичное отделение Академии художеств.

Художник создал для Исаакиевского собора двенадцать росписей: «Страшный суд», «Видение пророка Иезекииля», «Солнце, Луна и звезды с группами Ангелов», «Творец, благословляющий все созданное», «Всемирный потоп», «Жертвоприношение Ноя после потопа», «Шестидневное сотворение мира» и другие.

 

Карл Брюллов

Брюллов Карл Павлович  (1799—1852), художник. Родился 23 декабря 1799 г. в Петербурге. В девять лет Брюллов стал учеником Академии художеств, где уже занимались его старшие братья. Слава пришла к нему ещё в Академии — всех изумляла его способность превращать обыкновенные этюды в законченные, совершенные картины (например, «Нарцисс», 1819 г.).

Окончив в 1821 г. академический курс и получив за библейскую композицию «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» золотую медаль, Брюллов отправился в Италию на средства Общества поощрения художеств. По пути в Рим посетил Берлин, Дрезден, Венецию, Падую и Болонью. В 20-х гг. живописец создал ряд хорошо известных картин: «Итальянское утро» (1823 г.), «Итальянский полдень» (1827 г.), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1828 г.). Полотна наполнены солнечным светом, они воплощают безудержную радость бытия, воспевают молодость и красоту.

После посещения раскопок древнего города Помпеи, погибшего в 79 г. н. э. при извержении вулкана Везувия, Брюллов начал работу над своим главным произведением — «Последний день Помпеи» (1830—1833 гг.). Трагический сюжет привлёк живописца возможностью выразить характерную для романтизма мысль о духовной силе человека, его способности сохранить достоинство даже перед лицом смертельной опасности. Каждая группа людей, изображённых на полотне, представляет собой своеобразный портрет чувств, и в основном чувств высоких и благородных: сыновья спасают слабого престарелого отца, родители укрывают своих детей, а юноша скорбит о погибшей возлюбленной, забыв о собственном спасении.

В 1833 г. картина совершила путешествие по Европе, где экспонировалась с большим успехом. Затем полотно привезли в Россию. Эта демонстрация стала для Брюллова настоящим триумфом. Художника избрали почётным членом академий Милана, Болоньи, Флоренции и Пармы. В Париже его ожидало награждение золотой медалью.

После возвращения в Россию интересы художника были связаны с портретным жанром. Он прошёл путь от парадных, декоративных полотен («Всадница», 1832 г.) до камерных психологических портретов («Портрет Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини», около 1839 г.).

На рубеже 30-х и 40-х гг. Брюллов создал ряд камерных портретов. В число наиболее удачных входят портреты писателя Н. В. Кукольника (1836 г.), поэта В. А. Жуковского (1838 г.), баснописца И. А. Крылова (1839 г.), поэта и переводчика А. Н. Струговщикова (1840 г.), археолога М. Ланчи (1851 г.) и, конечно же, автопортрет (1848 г.). На нём художник выглядит усталым и разочарованным.

С 1843 по 1847 год К. П. Брюллов принимает участие в живописном оформлении Исаакиевского собора. Художник подготовил эскизы росписей аттика под барабаном главного купола и парусов барабана, роспись плафона «Богоматерь во славе».

Однако обострение болезни легких вынудило его просить разрешения прервать работу и  отправиться  для лечения в Италию. Весной 1849 г. Брюллов уехал за границу на лечение. Ему не суждено было вернуться на родину. Умер 23 июня 1852 г. в местечке Марчано близ Рима.

 

Иван Витали

Иван (Джованни) Петрович Витали  родился в Петербурге. Его отец, лепщик Пьетро Витали, юношей приехал в Россию из Италии.

С детских лет  он находился в среде художников и скульпторов. Отец часто брал  Ивана в мастерские Академии художеств. Однажды в литейной молодой Витали увидел, как известный мастер Екимов чеканил группу тритонов, в которой фантазия сочеталась с тонким пониманием природы. Придя домой, Витали по памяти вылепил эту группу из глины. Талантливый резчик по мрамору Августино Трискорни оценил дарование мальчика и взял его  к себе в ученики.

В мастерской Трискорни создавались надгробные памятники, камины, вазы, бюсты, декоративная скульптура. Здесь Витали научился чувствовать фактуру материала, а тяжелая работа лепщика, чеканщика и мраморщика приучила его к терпению и точности. Много лет спустя,  уже став  известным скульптором, он иногда сам исполнял в мраморе и бронзе свои произведения.

Работая в мастерской, Витали посещал классы Академии художеств. В 1818 году Трискорни поручил ученику руководить московским отделением мастерской. Знания, полученные в годы ученичества, помогали скульптору понять сущность замыслов московских архитекторов, с которыми он начал работать. Достиг высокого мастерства, изучая произведения скульпторов русского классицизма – Гордеева, Мартоса, Замараева. В Москве И. П. Витали исполнил декоративные скульптуры для зданий Опекунского совета (1820-1825), Технического училища (1829-1830) и Сиротского института (1832-1835).

В 1838 году за бюст Карла Брюллова Витали  получил звание неклассного художника, а в 1840 году – академика. Это звание было ему присвоено за бюст художника В. К. Шебуева. С 1841 года Витали – преподаватель, а с 1842-го – профессор Академии художеств.

В 1841 году И. П. Витали получил большой заказ на скульптурное оформление Исаакиевского собора, требовавший многолетнего труда. Эта работа поглотила почти все его творческие силы.

Иван Петрович  руководил работами по изготовлению скульптуры для Исаакиевского собора. В течение четырнадцати лет вместе со своими помощниками он создал более трехсот статуй и рельефов, композиции двух фронтонов, пластическое убранство наружных и внутренних дверей, сводов и барабана главного купола.

Русские скульпторы и художники воспринимали собор не только как культовое здание, но и как своеобразный архитектурно-художественный памятник эпохи, и считали за честь участвовать в его оформлении.

Тяжелая болезнь подорвала силы Витали, и в 1855 году он скончался. Завершение работы по созданию пластического убранства собора проходило уже без его участия.

И. П. Витали похоронен в Петербурге, в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Его ученик Антонио Фолетти создал бюст из белого итальянского мрамора – великолепное надгробие великому скульптору.