музей - детям
Реставрация храма

Исаакиевский собор был освящен и открыт в 1858 году, но уже в 1870-е годы ему потребовалась реставрация. Большая масса этого здания, разновременность постройки восточной и западной частей храма, а также то, что портики воздвигались раньше стен, привели к неравномерной осадке и деформации отдельных частей сооружения.

Кроме того, начался естественный процесс выветривания мраморной облицовки. Все это потребовало проведения длительных и трудоемких ремонтных и реставрационных работ, которые начались еще на завершающем этапе строительства собора в 1840-х годах. Тогда Монферрану пришлось дополнительно укреплять основания колонн портиков и частично заменить мраморную облицовку фасадов.

В начале 1870-х годов выяснилось, что из-за неравномерной осадки портиков их перекрытия стали опираться только на один край колонны. Колонны, в свою очередь, отклонились у основания от вертикали, в них стали появляться трещины. Под руководством академика Е. А. Сабанеева в 1873 году начинаются работы по выравниванию колонн портиков, определившие начало первой комплексной реставрации храма. Она продолжалась в течение 25 лет. Были устранены основные дефекты конструкции здания, мраморной облицовки и проведена реставрация живописи.

В конце 1870-х годов на крыше собора установили чугунные ходовые мостики, устроили желоба и перила вокруг фонарика. Позже потребовала ремонта кровля собора. Постепенно начал интенсивно разрушаться мрамор наружной облицовки. Вследствие перепадов температуры, снега, дождя, а также последствий неравномерной осадки выпадали куски облицовки, в мраморе появлялись трещины, обрушивались части карнизов.

В начале XX века в соборе провели частичную реставрацию живописи. Следующий этап работ в храме – конец 1920-х годов. После определения разности высот, показавшей, что западная часть здания осела на 47 см больше восточной, частично восстановили мраморную облицовку.

Тяжелым испытанием стала для собора Великая Отечественная война. Несмотря на принятые меры (позолоту куполов покрыли маскировочной краской), он сильно пострадал от бомбежек, артобстрелов, сырости и холода. Уже в октябре 1941 года рядом с собором разорвался снаряд, осколки которого частично разрушили мраморную облицовку северной стены и повредили гранитные колонны портика на глубину 10–15 см. Взрывной волной были выбиты стекла. Год спустя другой снаряд пробил медную кровлю и разорвался на своде малого купола.

Еще больший ущерб был нанесен храму в результате нарушения температурно-влажностного режима. С начала войны здесь не работала отопительная система, снег и дождь проникали внутрь через пробоины в кровле. Живопись на стенах и сводах была сильно загрязнена, ее лак потемнел и разлагался, осыпался красочный слой, местами штукатурка отставала от кирпичной кладки. Так, были утрачены некоторые фрагменты "Страшного суда" работы Ф. А. Бруни. Пострадала наружная мраморная облицовка, утрачена большая часть золоченой лепнины на сводах и карнизах.

Послевоенная реставрация Исаакиевского собора началась в 1945 году с ремонта инженерных сетей, водопровода и канализации. Заново остеклили окна, отремонтировали кровлю и промыли от защитной краски позолоту куполов.

С 1947 по 1950 год реставраторы занялись консервацией настенной живописи. Красочный слой укрепляли составом из пчелиного воска, канифоли, скипидара и спирта. Места его отставания от штукатурки после нанесения укрепляющего состава в горячем состоянии проглаживали через кальку утюгами. Такой способ позволял надежно скрепить красочный слой со штукатуркой и предохранить его от влажности. Поверхностные загрязнения удаляли составом из спирта-ректификата и скипидара. Эти работы позволили предотвратить дальнейшее разрушение росписей, но консервации подвергалась не вся живопись, а лишь наиболее пострадавшие картины в аттике, алтарях и нишах пилонов.

С 1954 года под руководством Якова Александровича Казакова началась реставрация живописи в центральном нефе, аттике, главном алтаре и приделах. Предварительно была сделана графическая фиксация ее состояния. На схемах, составленных по каждой картине, указано было состояние штукатурного и красочного слоев. После этого реставраторы занялись укреплением штукатурного слоя картин.

Таким образом, в течение 8 лет была отреставрирована вся живопись Исаакиевского собора. Завершающий этап этой работы – воссоздание плафона главного купола работы К. П. Брюллова. Плафон находился в лучшем положении, чем многие росписи собора, потому что выполнен был по штукатурке, нанесенной на деревянную опалубку, а не на кирпичную кладку, и поэтому подвергся меньшему воздействию сырости. Утраты его красочного слоя составляли около 15%. Поэтому несмотря на гигантские размеры картины (816 кв.м.) ее реставрацию провели всего за три месяца.

Не представила особой трудности реставрация мозаик в иконостасах. Цветное стекло смальта – долговечный материал. Мозаики очистили от копоти, промыли, обработали открытые швы воском, затем отполировали войлоком и фетром. Хуже сохранились мозаики в сводах. Здесь смальта частично отошла от кирпичной кладки, и ее пришлось заново укреплять цементным раствором.

Немало усилий потребовало воссоздание поврежденных лепных орнаментов. Утраченные фрагменты лепки заново отливали из алебастра и с помощью специальных штырей устанавливали на место, полировали, покрывали лаком и заново золотили.

С 1956 по 1963 год восстанавливали внутреннюю мраморную облицовку стен, удаляли "переродившийся" слой мрамора и восполняли утраты вставками. Мрамор был в очень плохом состоянии, почернел и закоптился. От сырости и перепадов температур его поверхность утратила полировку, некоторые блоки выкрошились.

Во время послевоенной реставрации реконструировано освещение Исаакиевского собора. Раньше скульптуру и живопись в верхней части храма скрывал полумрак. В 1957 году на галереях, карнизе главного алтаря, вокруг плафона главного купола были установлены люминесцентные лампы, по углам здания – мощные софиты, и детали убранства стали доступны для обозрения.

Новая система отопления собора позволила поднять среднюю температуру воздуха до 17–20 °С вместо прежней 7 °С и снизить влажность до 50–60%, что стало важнейшим условием сохранения мрамора, живописи, лепки и позолоты.

Первый этап комплексной реставрации был завершен в 1963 году. Во время этих работ было сделано геодезическое обследование состояния Исаакиевского собора. Его результаты показали, что обнаруженная в 1929 году неравномерная осадка собора прекратилась.

Но реставрационные работы в Исаакиевском соборе не прекращаются. Такой большой и сложный организм требует постоянного внимания специалистов.

В 2011 году Музей начал работы по воссозданию 16 колоколов. Они были сняты со звонниц собора в 1930-е годы в связи с открытием музея. После восьмидесяти лет собору был возвращён его голос. Первый, Полиелейный колокол был возвращён на своё место в 2012 году, в конце ноября 2015 года последний – Главный благовестник был поднят на звонницу. В том же году был завершён масштабный проект реставрации скульптур ангелов на балюстраде собора.