музей - детям
Убранство

Живописные и мозаичные иконы, скульптура, позолота, эффектные сочетания цветного и поделочного камня создают богатейшую цветовую гамму. Для облицовки колонн иконостаса использовали 16 тонн уральского малахита и 500 кг бадахшанского лазурита. Белым итальянским мрамором серавеццо облицованы стены. В отделке интерьера собора использованы: серовато-зеленый генуэзский и желтый сиенский мраморы, красный мрамор гриотто, тивдийский мрамор розовато-красного и красного цветов, шокшинский порфир, аспидный сланец и серый мрамор. Всего на декоративное убранство храма-памятника потребовалось 400 кг золота, более 1000 т бронзы, более 16 видов декоративного и поделочного камня.

В Исаакиевском соборе можно увидеть уникальную коллекцию русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840-х – 1850-х годов. 103 стенные росписи и 52 картины на холсте создавали крупнейшие представители русской академической школы. Всеми живописными работами в соборе руководил общепризнанный мастер, ректор Академии художеств Василий Кузьмич Шебуев – видный представитель русской академической школы XIX века. Для собора он создал четыре росписи в аттике. Лучшая из них – «Исцеление сына вдовы Наинской». Роспись сводов собора выполнил Ф. А. Бруни, автор широко известных картин «Смерть Камиллы, сестры Горация» и «Медный змий». Интересными работами Ф. А. Бруни являются росписи «Всемирный потоп» в северо-западной части храма, «Видение пророка Иезекииля» в центральной части храма и роспись плафона «Страшный суд» в восточной части центрального нефа. Роспись плафона главного купола была создана Карлом Павловичем Брюлловым. Ее площадь - более 800 кв.м. На плафоне главного купола представлена «Богоматерь во славе» в окружении святых. Голубь, символизирующий Святой Дух, находится в центре главного купола на высоте 80 м. Скульптура, изготовлена в технике гальванопластики, посеребрена, ее размеры – 1,65x1,07 м.

Строительство Исаакиевского собора положило начало возрождению в России искусства мозаики. С началом живописных работ в соборе О. Монферран предлагает создать мозаичное заведение под управлением известно русского мозаичиста Г.Ф. Веклера. «Императорское Мозаичное Заведение» организуется в 1847 году, а в Риме открывается временная студия, где первые русские художники мозаичисты В. Е. Раев, С. Т. Федоров, И. С. Шаповалов и Е. Г. Солнцев обучались под наблюдением опытных итальянских мастеров.

В европейском искусстве середины XIX века определился приоритет римской техники изготовления мозаики, или так называемой «прямой способ».

Было налажено изготовление смальты – сплава стекла с металлическими красителями. Чтобы передать все богатство красок живописи, мозаичисты использовали смальту более 12000 оттенков цвета.

Мозаики Исаакиевского собора отличает блестящее техническое исполнение. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне специалисты отмечали, что у русских изготовление смальты «доведено до такого совершенства как нигде в Европе». Прекрасным образом перевода живописного оригинала художника С. Живаго в мозаику является «Тайная вечеря».

Главный алтарь собора украшает витраж «Воскресший Христос». Поместить витраж в алтарном окне собора рекомендовал баварский архитектор Лео фон Кленце, разработавший раму особой конструкции. Проектный рисунок витража был подготовлен художником Г.М.фон Гессом. Витраж «Воскресший Христос» выполнен в стиле итальянского Возрождения, его площадь – 28,5 кв.м. Во многом необыкновенная красота, сочность, тонкость и свежесть цвета – заслуга мастеров Мюнхенской фабрики и одного из лучших витражистов Европы М.-Э. Айнмиллера. В распоряжении этого удивительного мастера было стекло более 100 различных цветов и оттенков. Он использовал многослойное стекло. Некоторые детали витража расписывались специальными красками, обжигались в муфельной печи и затем подвергались механической обработке. Айнмиллер придумал способ производства стекла с тончайшими переходами тонов. Для того, чтобы достоверно передать на витраже лица людей и открытые части человеческого тела, он изобрел так называемое «пергаментное» стекло.

Важную роль в создании художественного образа собора играет наружная скульптура, являющаяся одним из крупнейших комплексов, созданных в середине XIX века. Расположение скульптуры соответствует основным членениям здания. На балюстраде главного купола находятся 24 скульптуры Ангелов и Архангелов (скульптор И. Герман). Ангелы аттика и Ангелы со светильниками выполнены методом гальванопластики и покрыты искусственной патиной. На вершинах фронтонов скульптурные группы евангелистов. Горельефы фронтонов портиков созданы скульпторами Ф. Лемером и И. Витали. Горельеф западного портика – «Исаакий благословляет императора Феодосия» И. П. Витали. На северном фронтоне – горельеф «Воскресение Христово», на восточном – «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», исполненные Ф. Лемером. На фронтоне южного портика – горельеф «Поклонение волхвов» работы И. Витали. В центре композиции Дева Мария с младенцем по сторонам располагаются волхвы с дарами. Горельефы отлиты из бронзы на литейном заводе Ч. Берда.

Три больших двери, ведущие в собор, также украшены рельефами, горельефными фигурами в нишах и изображениями святых в медальонах.

Боле 350 произведений созданных русскими скульпторами в Исаакиевском соборе, представляют собой уникальную коллекцию монументально-декоративной пластики XIX века.

На стенах, сводах и в барабане купола находятся скульптуры апостолов, пророков, Ангелов, выполненные И. Витали и его помощниками Р. Залеманом и В. Беляевым. Скульптура на сводах, барабане купола и иконостасах выполнена из меди методом гальванопластики, впервые использованным в таком масштабе при строительстве собора. Рельефы внутренних врат собора созданы И. Витали и посвящены трем эпохам истории Церкви Христовой: Веку Апостольскому (запад), Веку вселенских учителей, святителей и мучеников Православной церкви (север) и Святых, просиявших в церкви отечественной (юг). Замечательными образцами литейного искусства стали паникадила Исаакиевского собора, каждое из которых весит 2,9 т. Они были изготовлены по рисункам О. Монферрана в 1857 году на Петербургском литейном гальванопластическом механическом заведении и обошлись казне в 67 550 рублей.