музей - детям
Архитектура

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) – одна из ведущих доминант в силуэте левобережной части Санкт-Петербурга. Его живописная композиция активно включается в городскую панораму, особенно эффектно воспринимается собор со стороны Невского проспекта, в перспективе канала Грибоедова.

В историю отечественной архитектуры этот храм вошёл как одно из ключевых, программных произведений позднего этапа эволюции русского стиля. Он был построен по проекту А. А. Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне. Окончательный проект 1887 года принадлежал Парланду. Творчески переработав приёмы русского церковного зодчества XVII века, используя технические достижения своего времени, архитектор создал собирательный образ русского православного храма.

В основе композиции собора – компактный пятиглавый объём, завершённый с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной – массивной столпообразной колокольней, северный и южный фасады завершены фронтонами-кокошниками. Место центральной главы занимает возносящийся на 81 м шатер. Такое композиционное решение напоминает характерные памятники «московского узорочья» – храмы Троицы в Останкине и Троицы в Никитниках.

Храм выстроен из красно-коричневого кирпича, и его фасады сплошным ковром покрывает сложный измельчённый декор, аналогичный работам московских и ярославских мастеров XVII века – пояски и крестики из цветного кирпича, полихромные изразцы в стенных углублениях-«ширинках», поливная черепица на шатрах и кровлях апсид, ажурные арочки, колонки и кокошники из белого мрамора. Значительную роль в создании праздничного облика храма играют мозаики, акцентирующие основные композиционные детали здания – кокошники, кессоны, фронтоны.

Уникальны пять центральных глав Спаса на крови, покрытых цветной ювелирной эмалью по медным листам,  вызывающие в памяти полихромные главы московского храма Василия Блаженного, с которым особенно часто сравнивают Спас на крови, несмотря на полное различие их пространственно-планировочной структуры. Маленькие луковичные главки над апсидами и глава колокольни Спаса на крови имеют традиционное золочёное покрытие.

Мемориальный характер храма ещё раз подчёркивается размещением в цокольной части стен 20 гранитных досок, описывающих деяния Александра II как царя-реформатора, царя-освободителя, а также огромным мозаичным «Распятием» под золочёным навесом на западном фасаде колокольни. «Распятие» вновь напоминает о заключённом под сводами колокольни месте смертельного поранения императора, устанавливая ассоциативную связь между муками Спасителя на Голгофе и трагической гибелью российского царя 1 марта 1881 года.

Нижний ярус колокольни оформляет мозаичное собрание 134 гербов российских губерний, областей, городов, жители которых внесли пожертвования на строительство храма. Эти гербы представляют собой уникальную геральдическую коллекцию.

В архитектурный ансамбль Спаса на крови входят ризница (своего рода служебное помещение для хранения церковных одежд, утвари, атрибутов богослужения), находящаяся напротив северного фасада храма, также построенная по проекту А. А. Парланда, а также кованая ограда Михайловского сада из 52-х звеньев, изготовленная на заводе Винклера.