музей - детям
Исторический фон

Народная воля

«Народная воля» - радикальная революционная организация («партия»). Была образована в 1879 году. Одним из главных методов борьбы против самодержавия считала террор. Рассчитывала покушениями на высших царских сановников и самого императора, их устранением вызвать революцию и свергнуть самодержавие, что привело бы, по их убеждению, к установлению в России справедливого социального строя. Неоднократно покушались на Александра II, убив в итоге царя 1 марта 1881 года. Непосредственные организаторы и исполнители убийства – А. Желябов, С. Перовская, Н. Кибальчич, Т. Михайлов, Н. Рысаков –были казнены. Злодеяние не нашло поддержки в русском обществе, вызвав в нём шок и оцепенение. И без того не значительное влияние народовольцев быстро пошло на убыль.

Деятельность «Народной воли» стала одним из самых важных элементов революционной ситуации 1879—80. Однако несостоятельность её программных предпосылок, ошибочность тактики политического заговора, преобладание террористического метода борьбы над др. формами неизбежно должны были кончиться крахом.


Русский стиль

«Русский стиль» - одно из направлений архитектурного стиля «эклектика». Эклектизм в архитектуре обращался к различным стилям исторических эпох – отсюда: необарокко, неоготика, неоренессанс (раньше в советской литературе иногда вместо «нео» использовалась приставка «псевдо», носящая негативный оттенок). «Русский стиль» появился в России в 30-е годы XIX века в правление Николая I как воплощение в архитектуре официальной идеологической триады графа Уварова «Православие. Самодержавие. Народность». Родоначальником «русского стиля» в храмовом строительстве считается замечательный русский зодчий Константин Андреевич Тон (1794 – 1881). Автор храма Христа Спасителя и Большого Кремлёвского дворца первым обратился к традициям церковной архитектуры Древней и Средневековой Руси, берущим своё начало ещё в христианской Византии.


Мастерская Фроловых

Мастерская Фроловых – первая частная мозаичная фирма в России. Родоначальником династии мозаичистов Фроловых стал Александр Никитич (1830 – 1909), академик мозаики, с 1883 – заведующий мозаичным отделением Императорской академии художеств. Его старший сын Александр Александрович Фролов (1861 – 1897), архитектор по образованию, в 1890 году основал с одобрения Академии художеств первую частную мозаичную мастерскую в России. Он внедрил там т.н. обратный способ набора, которым пользовались венецианские мозаичисты, заметно усовершенствовав его технологию.

Вначале мозаичист наклеивал кусочки смальты на живописный картон, который являлся обратной копией с оригинала художника и служил своеобразным шаблоном. Мозаичист подбирал смальту в соответствии с цветовой гаммой на картоне и наклеивал на картон будущей лицевой стороной. Получалось обратное, зеркальное по отношению к картону мозаичное изображение. Затем смальта сверху заливалась цементным раствором. Когда он застывал, получался мозаичный блок на цементной основе. Блок переворачивался, удалялся картон, который теперь оказывался наверху. Перед взором мозаичиста представало точное, прямое изображение живописного оригинала художника.

Обратный способ набора был намного дешевле и продуктивней прямого, или «римского», который практиковался в Академии художеств. Там мозаичисты набирали смальту непосредственно на твёрдую, вяжущую основу, а именно, на временную мастику, которую позже меняли на цемент. Получалось, что мозаичист действовал без шаблона, как при обратном способе. Он только смотрел на живописный оригинал, сверял с ним свои действия. Такая работа была очень трудной и требовала огромных затрат сил, средств и времени.

Первоначально в мастерской Фроловых трудились всего два человека, через четыре года – двенадцать, в 1868 году насчитывалось 25 мозаичистов вместе с учениками. А. А. Фролов обладал недюжинными организаторскими способностями и сумел создать в мастерской прекрасный, творческий коллектив. К сожалению, в 1897 году, в разгар работ по оформлению Спаса на крови, Александр Александрович скончался в возрасте всего 36 лет. С этого времени и до Октябрьской революции 1917 года предприятие возглавлял его младший брат Владимир (1874 – 1942). В 1929 – 1942 годах В. А. Фролов руководил мозаичной мастерской Академии художеств, стал профессором, отстаивал храм Воскресения Христова перед нависшей угрозой сноса как «здание уникальное, характерное для определённого периода русской истории». Умер в 1942 году в блокадном Ленинграде. Мозаики Спаса на крови принесли мастерской Фроловых мировую известность. Они неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках и неизменно отмечались наградами. Оформление Спаса на крови показало, что в России наконец возродилось мозаичное искусство как искусство монументально-декоративное.