музей - детям
Персоналии

Альфред Парланд

Альфред Александрович Парланд родился в 1842 году в Петербурге в купеческой семье, имевшей шотландские корни. Его дед Джон Парланд преподавал английский язык у императора Павла I.

В 1863 году Альфред Александрович поступил на архитектурное отделение Императорской академии художеств. За дипломный проект – трёхпрестольную православную церковь – был награждён первой золотой медалью. В 1870-е годы проектировал церковь Воскресения Христова в «византийском стиле» для Троице-Сергиевой пустыни.

В 1881 году за разработанные проекты был удостоен звания академика архитектуры. Участвовал в конкурсе на возведение храма в «русском стиле» на месте смертельного ранения императора Александра II. Совместный проект А. Парланда и о. Игнатия (Малышева) храма Воскресения Христова на Екатерининском канале получил Высочайшее одобрение Александра III. В течение всего периода возведения Спаса на крови (1883–1907) Парланд осуществлял авторский надзор за строительством. Ему принадлежала идея мозаичного убранства храма, а сам архитектор стал автором около двадцати эскизов для создания мозаик, среди которых выделяются «Распятие» на  месте смертельного ранения Александра II (снаружи) и двухчастное панно «Благовещение» на двух столпах перед иконостасом. Также по эскизам Парланда выполнена большая часть мозаичных орнаментов, из каменного убранства – сень, киоты и иконостас. Одновременно с созданием собора А. Парланд успешно преподаёт в Академии художеств, затем в Центральном училище технического рисования барона Штиглица.

В 1892 году Парланду присваивается звание профессора архитектуры, в 1905 он избирается почётным членом Академии художеств, позже – членом комиссии по реставрации Казанского собора в связи с приближающимися 100-летием Отечественной войны 1812 года и 300-летием Дома Романовых. Спас на крови, который архитектор продолжал курировать и после завершения строительства, является самым главным и самым известным творением Альфреда Парланда. Он также проектировал храмовые и жилые строения в столице, Петербургской, Смоленской и Новгородской губерниях. Умер в 1919 году. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.

 

Архимандрит Игнатий

Архимандрит Игнатий (1811 – 1897) - до пострижения Иван Васильевич Малышев. Родился в Ярославской губернии. Получил домашнее образование. С самых ранних лет был набожен, любил посещать храмы. В 12 лет был перевезён родителями в Петербург и отдан на службу к купцу. В 1834 году поступил в Троице-Сергиеву пустынь келейником к настоятелю отцу Игнатию (Брянчанинову). Будучи послушником посещал в качестве вольнослушателя классы Академии художеств, включая класс Карла Брюллова. Писал иконы для своего монастыря, помогал в возведении храмовых строений. В 1857 году был назначен вначале наместником, а затем и настоятелем Троице-Сергиевой пустыни. В годы настоятельства о. Игнатия (Малышева) (1857 – 1897) в пустыни велось активное строительство, создано более 50 строений: часовни, братские кельи, в том числе грандиозный храм Воскресения Христова, возведённый по проекту Альфреда Парланда в византийском стиле. Настоятель выполнил для храма более 70 образов. После убийства Александра II отец Игнатий принял участие в конкурсе на проект храма-памятника убитому императору. По преданию образ храма явился архимандриту во сне и в дальнейшем с помощью Парланда был воплощён в конкурсный проект-победитель. Отцу Игнатию принадлежала идея освящения храма во имя Воскресения Христова как символ победы жизни над смертью, торжества жизни. Скончался в 1897 году. Погребён в Троице-Сергиевой пустыни.

 

Виктор Васнецов

Васнецов Виктор Михайлович (1848 – 1926) – великий русский художник. Родился в Вятской губернии в семье сельского священника. Учился в Вятском духовном училище и духовной семинарии, затем — в рисовальной школе Общества поощрения художников у И. Н. Крамского в Петербурге. В 1868 году Васнецов поступает в Академию художеств, где учится у известных мастеров П. В. Басина, В. П. Верещагина и П. П. Чистякова. В период учебы за рисунки с натуры получил две малые серебряные медали. В 1870 году за эскиз «Христос и Пилат перед народом» получил большую серебряную медаль. Художник работал и над жанровыми картинами. В 1874 году Васнецов впервые участвовал в выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). В 1878 году он уезжает в Москву, сближается с С. И. Мамонтовым и П. М. Третьяковым и вступает в члены ТПХВ.

В 1880 году Васнецов создает известные картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» и «Ковер-самолет», а в   1881-1884 годах — «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Битва скифов со славянами». В эти же годы художник пишет картину «Витязь на распутье», работает над эскизами к картине-фризу «Каменный век» для Исторического музея в Москве и над картиной «Богатыри». В Абрамцеве по рисункам В.М.Васнецова была построена церковь в древнерусском стиле и «избушка на курьих ножках».

В 1885 году Виктор Михайлович создал декораций для опер Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и А. С. Даргомыжского «Русалка» в Московской частной опере С.И.Мамонтова. После непродолжительной поездки в Италию художник переехал в Киев и работал над росписями Владимирского собора. Там же  была создана известная картина «Иван-царевич на сером волке».

В 1890-е годы художник работал над картиной «Царь Иван Васильевич Грозный», над иллюстрациями к стихотворению А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», создал проект Русского павильона для Парижской выставки. В 1899 году была организована его первая персональная выставка в залах Академии художеств в Петербурге. В 1893 году В. М. Васнецов избирается действительным членом  Императорской  Академии художеств.

Васнецовым созданы эскизы мозаик и росписей для церквей в Гусь-Хрустальном, Варшаве, Дармштадте, Петербурге, а также проекты фасада здания Третьяковской галереи в Москве.

Для интерьера храма Воскресения Христова  им были написаны два картона — «Спаситель» и «Богоматерь», и пять картонов для наружных мозаик — «Серафим», «Распятие», «Снятие со креста», «Несение креста», «Сошествие во ад».

В последние годы жизни прославленный мастер создал цикл картин «Поэма семи сказок», находящийся в настоящее время в Доме-музее: «Спящая царевна», «Царевна Несмеяна», «Царевна-Лягушка», «Кащей Бессмертный».

По проекту художника  были построены дом и мастерская в Москве — ныне Дом-музей В. М. Васнецова. Умер В. М. Васнецов в Москве.

 

Михаил Нестеров

Нестеров Михаил Васильевич (1862 – 1942) – великий русский художник, выдающийся мастер религиозной живописи. Родился в купеческой семье в Уфе. В 1877 году Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В этот период большое влияние на духовное формирование будущего художника оказал В. Г. Перов.

С 1881 по 1882 год Нестеров учился в Петербургской Академии художеств, где он познакомился с творчеством талантливого педагога и живописца П. П. Чистякова. Художника интересуют исторические темы. В 1886 году за конкурсную работу «До государя челобитчики» Нестеров получил Большую серебряную медаль и звание классного художника. Через год картина была отмечена на конкурсе Общества поощрения художеств в Петербурге.

В 1886-1889 годах художник занимался иллюстрацией произведений Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», Л. Н. Толстого «Анна Каренина», А.С.Пушкина «Капитанская дочка». В эти годы он написал картины «Христова невеста», «Смертный час», «Под благовест», цикл работ, посвященных Сергию Радонежскому. Созданные тогда же полотна «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею» приобрёл П. М. Третьяков.

Позже художник пишет картины «Святая Русь», «На Руси» («Душа народа»), «Старец», снискавшие ему славу видного представителя «серебряного века», мастера модерна. Работал над оформлением Владимирского собора в Киеве, храмов в Москве и Грузии.

Для храма Воскресения Христова Нестеров исполнил эскизы к восьми мозаикам. Михаил Васильевич выполнил эскизы для мозаик киотов: «Александр Невский» и «Воскресение Христово», для иконостаса: «Вознесение» и «Сошествие во ад» и др., а также для экстерьера: «Воскресение Христово» и «Спас Нерукотворный» для северной и западной частей храма соответственно.

М. В. Нестеров являлся непревзойденным мастером портрета. Портреты И. П. Павлова, В. И. Мухиной, С. С. Юдина, А. В. Щусева находятся в экспозициях ведущих художественных музеев России.

 

Андрей Рябушкин

Рябушкин Андрей Петрович (1861 – 1904)  – живописец. Андрей Петрович Рябушкин родился в семье иконописца, в селе Станичная Слобода Борисоглебского уезда Тамбовской губернии.

В 1875 году  он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у И. М. Прянишникова и В. Г. Перова.   Первую крупную картину  Рябушкина «Крестьянская свадьба», написанную в 1880 году, купил П. М. Третьяков.

В 1882 году Рябушкин переехал в Петербург и поступил в Академию художеств. В 1890 году за картину «Голгофа» он получил звание классного художника I степени. Художник принимал участие в передвижных выставках 1890, 1892 и 1894 годов, но на этом его связь с передвижниками оборвалась.

В начале 1890-х годов Рябушкин выступил как исторический живописец. Им написаны картины «Потешные Петра I в Кружале» и «Сидение о делах царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате».

В 1895 году в Москве открылась первая выставка картин художников исторической живописи. В ее экспозиции была представлена работа Рябушкина «Московская улица до Петра Великого» (более позднее название — «Московская улица XVII века в праздничный день»). Картины «Русские женщины XVII столетия в церкви», «Свадебный поезд в Москве», «Чаепитие», «Пожалован шубой с царского плеча» в настоящее время хранятся в Русском музее и Государственной Третьяковской галерее. Художником создано более восьми копий с фресок ярославских и ростовских церквей. Копии находятся ныне в Научно-исследовательском музее  Российской Академии художеств. Эти материалы  были использованы им при работе над картиной «Русские женщины XVII столетия в церкви» и над различными орнаментами.

Над созданием картонов для мозаик храма Воскресения Христова художник работал с 1897 до начала 1900 года. Им были выполнены сюжеты: «Исцеление сухорукого», «Исцеление бесноватого отрока», «Хождение Спасителя по водам», «Призвание апостола Матфея», «Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек», «Притча о десяти девах: 5 мудрых», «Притча о десяти девах: 5 неразумных», «Исцеление при овчей купели», «Христос в синагоге», «Брак в Кане Галилейской», «Преподобные Антоний и Феодосий Печерские», «Мученики Косьма и Дамиан», «Апостолы Фома и Варнава», «Апостолы Матфей и Андрей», «Преподобный Андрей Критский и Иоанн Дамаскин», «Святые мученицы Людмила и Антонина», «Святые Моисей и Самуил».

Для наружных мозаик Рябушкин исполнил семь картонов: «Святой Василий Великий», «Святая Вера», «Святой Игорь», «Святой Иоанн Богослов», «Святой Симон Зилот», «Святые Борис и Глеб», «Михаил Черниговский и боярин Федор».

Рябушкин – автор разнообразнейших произведений: иллюстраций, журнальных рисунков, икон, церковных росписей, декоративных панно и других работ.

Последним произведением художника стала картина «Князь Ухтомский в битве с татарами на Волге в 1469 году».

 

Николай Харламов

Николай Николаевич Харламов - родился в семье священника. Учился во Владимирском духовном училище. В 1882 году окончил Владимирскую духовную семинарию.

В 1883 году Харламов был принят в Петербургскую Академию художеств. За программу «Ангел выводит апостола Петра из темницы» получил малую золотую медаль и звание классного художника II степени.

В 1891 году художник отбывал воинскую повинность в городе Владимире, но не прекращал заниматься живописью.

С 1892 года Харламов — директор Холуйской школы иконописания. На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде выделялись работы его учеников. Созданный ими образ Христа был настолько удачен, что Харламовым заинтересовалась комиссия, ведающая внутренним убранством храма Воскресения Христова в Петербурге.

В 1896 году художник был приглашен участвовать в конкурсе на создание картонов для мозаик. С 1897 по 1900 годы Харламов создал для мозаик интерьера храма Воскресения Христова 42 картона, по которым были набраны иконы «Пантократор», 8 серафимов, 4 евангелиста, 4 изображения ангелов со страстями, «Евхаристия», «Спас Эммануил», «Спас Благое Молчание», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», 8 изображений сил небесных (четыре варианта), «Христос во славе», 8 изображений ангелов, «Святой Василий Великий», «Святой Иоанн Златоуст», текст молитвы перед причастием, «Святые Кирилл и Мефодий», «Святые Стефан Пермский и Исаакий Далматский», фриз из серафимов, изображения серафимов и ангелов.

В 1910 году Н. Н. Харламов был избран академиком.

Последние годы жизни художник провел в селе Тименки в 28 километрах от Холуя. Там же он был похоронен.

 

Василий Беляев

Василий Васильевич Беляев (1867–1928) родился в семье купца в Петербурге, учился в гимназии и одновременно – рисованию в школе при училище барона Штиглица. В 1891 году , после окончания Академии художеств , получил звание классного художника I степени и малую золотую медаль. В 1914 году был избран профессором Академии, с 1920 года – руководитель мастерской монументальной живописи. В 1921 году его избирают проректором Академии художеств по учебной части.

С 1887 по 1900 год Беляев создал 48 эскизов для мозаик храма Воскресения Христова.

На северной стене можно видеть его работы «Христос в доме Марии и Марфы», «Исцеление бесноватого в Капернауме»; на солее – «Вечеря в Эммаусе»; на восточной стене – «Благословение детей»; в северной малой апсиде – «Великий выход» (восемь святителей на своде северной апсиды), «Сошествие Святого Духа». В сводах арок мемориальной части – «Голубь в сиянии, несомый серафимами» и «Христограмма в окружении серафимов». В южном подкупольном своде расположена «Нагорная проповедь»; в западном подкупольном своде – «Вход в Иерусалим»; на западной стороне – «Положение во гроб». В 16-ти парусах малых куполов Беляевым исполнены «Херувимы многоочитые»; на западном плафоне – «Крест в сиянии и четыре херувима»; на северной стороне западной части – «Распятие»; на южной стороне западной части – «Сошествие во ад»; вокруг западного окна – «Яко Твое есть царствие», «Второе пришествие Христа», «Ангел-хранитель» и «Святой князь Александр Невский». На стенах малых апсид храма помещены «Знамение Богородицы», «Образ Казанской Божьей Матери»; в западной части – «Успение Богородицы», «Введение Богородицы во храм», «Воздвижение креста», «Покров Богородицы», «Жертвоприношение Авраама», «Ветхозаветная Троица», «Неопалимая купина», «Сон Иакова». На пилонах и пилястрах можно увидеть образы «Преподобный Антоний Великий и Ефрем Сирин», «Святые мученики Георгий и царица Александра», «Апостолы Пётр и Павел», «Преподобный Нестор-летописец и Моисей многострадальный», «Мученики Феодор и Иоанн Киевские», «Апостолы Филипп и Варфоломей», «Святые пророки Малахия и Михей». В сводах крылец расположены мозаики «Отечество», «Собор Архистратига Михаила», «Похвала пресвятой Богородице», «София Премудрость Божия»; на северной стене колокольни – «Деисус»; в кокошниках северного фасада – «Святой Кирилл», «Святой Андрей Первозванный», «Святая Анастасия и святой Пётр», «Святой Георгий», «Святая Ксения», «Святой Марк», «Архангел Гавриил», «Серафим», «Святой апостол Андрей», «Святой архидиакон Стефан и святой Иаков», «Святой Иоанн и святой Евстафий».