музей - детям
Реставрация храма

После революции 1917 года доступ в храм получили все желающие. Убранству здания, не рассчитанному на большие нагрузки, был нанесён значительный ущерб. Был значительно повреждён уникальный мозаичный пол, инкрустированный итальянскими мраморами. И это не удивительно, так как толщина мраморных пластин составляет всего 5 миллиметров. До революции в храме разрешалось ходить только по специальным коврам.

В 1971 году  Спас на крови стал филиалом Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», и начались восстановительные работы.

В первую очередь была налажена гидроизоляция, которую повреждённый «глиняный замок» уже не обеспечивал. В подвале установили т. н. кессон – огромный металлический ящик со стенками высотой в 1 метр, которые предупреждают проникновение в подвал воды. После монтажа отопительно-вентиляционной системы храм два года находился на просушке. Продолжался ремонт  инженерных сетей, кровли, металлоконструкций. Затем началась реставрация как наружного, так и внутреннего убранства.

Снаружи покрывались позолотой и эмалью купола, восстанавливались изразцы и облицовка. Внутри реставрировали сень, киоты, пол, иконостас. Шла реставрация великолепного мозаичного убранства. 90 процентов мозаики сохранилось, что свидетельствует о том, насколько качественно она была выполнена в мастерской Фроловых. Однако мозаика была сильно загрязнена. Её очищали мыльным раствором, оттирали жёсткими щётками. Восстанавливалась утраченная смальта; 10 процентов – величина небольшая только относительно: площадь воссозданной мозаики получается больше площади всего мозаичного убранства Исаакиевского собора. Были воссозданы люстры (паникадила), поскольку прежние – медные – из-за сильнейшего окисления находились в полуразрушенном состоянии.

В общей сложности все работы по восстановлению и реставрации до открытия музея-памятника продолжались 27 лет, что на 3 года дольше, чем храм строился. Однако реставрационные работы проходят по сей день. 14 марта 2012 года, в день поминовения Александра II (по старому стилю – это 1 марта) своё место в иконостасе заняли, наконец, Царские врата. От них оставался только каркас, а всё эмалевое, позолоченное и посеребрённое убранство отсутствовало. Ныне воссозданное художником Л. Соломниковой эмалевое покрытие насчитывает до трёхсот оттенков. Вместе с подготовкой работа по воссозданию декора Царских врат заняла более десяти лет.

В самые ближайшие годы над кокошниками иконостаса должны появиться кресты. Прежние – из горного хрусталя – были утрачены ещё до войны. В дальнейшем планируется воспроизвести в камне шатёр сени (отдельные детали уже готовы) и заполнить, наконец, пустующие места в киотах, воссоздав утраченные иконы.